Обязательное пенсионное страхование в Российской федерации: что это такое, принципы и субъекты

Содержание

Пенсионная система России

Пенсионное обеспечение в России осуществляет материальную поддержку граждан, утративших по разным причинам возможность работать. Существует две формы пенсий:

  • пенсия по государственному обеспечению или общеобязательная;
  • страховая пенсия.
Пенсионная система РФ

Страховая пенсия назначается по причине потери кормильца, возрасту или инвалидности.

Пенсия по гособеспечению – это компенсация потери заработка или полученного во время труда вреда. Также она назначается некоторым другим категориям.

В результате реформ пенсия складывается из двух составных частей:

  • страховая;
  • накопительная.

Фундамент будущей трудовой пенсии составляют взносы работодателя на счет каждого сотрудника в Пенсионный Фонд. Общий процент взносов составляет 22%, из которых 6% могут идти в накопительную, или прибавляться к оставшимся 16% в страховой части. Страховая часть пенсии каждый год индексируется, тогда как накопительная часть не меняется.

Структура пенсии в РФ

Также каждый может открыть счет в негосударственном пенсионном фонде. Тогда накопительная составляющая будет начисляться ему из того фонда, где он заключит договор. Страховая часть может выплачиваться только Пенсионным Фондом России.

Правовое регулирование

Основы государственного регулирования в системе ОПС устанавливаются согласно закону «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167 — ФЗ от 15.12.01. Этим документом определяется правовой статус субъектов ОПС, их основные права, обязанности и степень ответственности. Дополнительно пенсионное страхование РФ регулируется:

  • Конституцией РФ.
  • Федеральным Законом № 173 «О трудовых пенсиях в РФ», действующим в редакции от 28.12.13.
  • «Об основах обязательного соц. страхования» — ФЗ №165, редакция 01.12.14.
  • № 27 — ФЗ от 01.04.96, «Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования».
  • ФЗ № 272 от 16.10.10, «О страховых взносах в ПФ РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного мед. страхования и территориальные фонды обязательного мед. страхования».
  • Некоторыми другими законами и нормативными актами, принимаемыми на их основе.

Страховщик

На основании законодательства РФ пенсионное страхование в России осуществляется страховщиком, который может быть как государственным (ПФР), так и негосударственным.

Государственным страховщиком является ПФР (Пенсионный фонд России), имеющий разветвленную сеть территориальных отделений, составляющий между собой единый целостный механизм.

Наряду с ПФ РФ страховщиками по ОПС могут также выступать и негосударственные ПФ, деятельность которых строго контролируется и регулируется законодательно. Федеральными законами РФ четко определяется порядок формирования пенсионных накоплений, возможность их инвестирования, порядок выплат, а также суммы и сроки страховых взносов. Независимо от статуса страховщика, он имеет как права, так и обязанности.

Права:

  • требовать от налоговых органов предоставления информации о застрахованных лицах и страхователях (включая конфиденциальную информацию), если это является необходимым для осуществления обязательного пенсионного страхования;
  • проводить проверки, связанные с начислением, выплатой и перерасчетом страхового обеспечения, получать сведения индивидуального учета застрахованных;
  • в случае выявления нарушений требовать от руководителей предприятий самостоятельного их устранения;
  • производить возврат сделанных страховых взносов обратно страхователям в том случае, если не представляется возможным установить, за каких именно застрахованных лиц они уплачены;
  • производить самостоятельное управление средствами ПФ РФ, а также контролировать законность их расходования.

Обязанности:

  • проводить бесплатные консультации и своевременно информировать о нововведениях в сфере пенсионного страхования;
  • вести банк данных страхователей и физлиц, участвующих в системе ОПС на добровольной основе;
  • производить расчет и обеспечивать своевременную выплату трудовых пенсий и иных выплат, предусмотренных пенсионной системой РФ;
  • осуществлять контроль за документацией в сфере пенсионного страхования, а также гарантировать целевое использование средств;
  • производить регистрацию страхователей, а также снятие их с учета;
  • формировать проект бюджет ПФ РФ и обеспечивать его исполнение;
  • своевременно предлагать обоснование тарифа страховых отчислений, осуществлять качественный учет денежных средств и информировать всех участников процесса о своем финансовом состоянии.

Страхователь

Никакое пенсионное страхование было бы невозможно без еще одного участника процесса — страхователя, коим может являться организация, индивидуальный предприниматель либо физлицо, производящие ежемесячные отчисления в Пенсионный фонд.

Права:

  • участвовать в ОПС через своих представителей;
  • защищать свои права в суде;
  • требовать у страховщика безвозмездного предоставления информации о размере страхового обеспечения, выплаченного тому застрахованному лицу, за которого он осуществлял страховые отчисления;
  • своевременно получать от страховщика информацию об изменениях законодательства в сфере ОПС.

Обязанности:

  • перечислять страховые взносы в ПФ своевременно и в наиболее полном объеме;
  • немедленно устранять нарушения, выявленные в ходе проверок;
  • предоставлять в ПФ документы для обеспечения ведения персонализированного учета и своевременного расчета страхового обеспечения.

Формы пенсионного страхования

В России существует обязательное и добровольное пенсионное страхование.

Обязательное обеспечение заменяет потерянный из-за прекращения работы заработок. Взносы работодателя направляются на открытый лицевой счет работника. С него же будут осуществляться выплаты при наступлении ситуаций, в связи с которыми должна выплачиваться пенсия.

Добровольное страхование формируется из тех взносов, которые выплачивает сам гражданин, направленных в негосударственный фонд или страховую компанию. Страхователь вправе самостоятельно выбрать организацию, которая возьмет на себя ответственность по накоплению его пенсии. Количество отчислений не ограничено и регулируется только заключенным договором.Обеспечивают оба вида страхования пенсионные фонды – государственный и множество негосударственных.

Формы пенсионного страхования

Дополнительное пенсионное страхование выступает своего рода вкладом, накопления с которого впоследствии пойдут на пенсию человека.

Виды пенсионного страхования

Помимо системы обязательного пенсионного страхования существует негосударственное пенсионное обеспечение.

Для каждого работающего гражданина есть право на выбор подходящего выгодного варианта. Можно распорядиться своими страховыми взносами следующим образом:

1. Направить возможные 16% от уплаченных взносов на формирование своей страховой пенсии;

2. Заключить договор с Негосударственным пенсионным фондом или Управляющей компанией и направить 6% на накопительную пенсию.

Выбор представлен только для граждан моложе 1967 года рождения. Они могут выбрать подходящий для них вариант обеспечения.

Для работающих граждан этот выбор можно было сделать до 31.12.2015 года. Либо формирование только страховой, либо страховой и накопительной.

Молодые люди, только начавшие свою трудовую деятельность могут реализовать свое право выбора варианта пенсионного страхования в течении пяти лет с момента начала трудовой деятельности.

Если Вы не писали заявления о переходе в НПФ, то по умолчанию основным считается первый вариант с полным формированием страховой пенсии.

Следует знать, что с 2014 года по решению Правительства РФ страховые взносы временно направляются на формирование страховой пенсии. Формирование накопительной пенсии может начаться только после отмены моратория.

Назначение пенсионного страхования

Выходя на пенсию, человек должен обратиться в ПФР за ее выплатой. Начисления в таком случае начнут производиться с момента обращения. В России множество пенсионеров продолжают трудиться, несмотря на возраст. С 2016 года законодательство претерпело ряд поправок, устанавливающий, что у этой категории пенсии индексироваться не будут.

Пока пенсионер продолжает работать, у него не будет повышаться пенсия.

Заявление о назначение пенсии

Пенсионный Фонд рассматривает заявление гражданина и дополнительные документы, и в течение месяца выносит решение о назначении пенсии. На срок рассмотрения влияют разные обстоятельства, такие как стаж работы, возраст и наличие прав на льготы.

Что такое государственная пенсия?

Существуют определенные лица, которые имеют право на пенсию из средств бюджета России. Такая материальная помощь и называется государственной пенсией. Она выплачивается часто без учета стажа или количества взносов в ПФР. Главное условие получения такой пенсии – соответствовать определенным критериям.

Государственная пенсия, так же как и обычная, начисляется каждый месяц. Получить ее могут следующие группы населения:

  • военнослужащие;
  • жертвы катастроф по вине человека;
  • участники ВОВ и жители блокадного Ленинграда;
  • госслужащие;
  • летчики-испытатели и космонавты;
  • нетрудоспособные граждане;
  • другие лица.
Пенсии по государственному обеспечению

Госпенсия по старости

На ее выплату имеют право те люди, которые когда-либо пострадали от катастроф техногенного или радиационного характера. Обратиться с заявлением о выплате госпенсии в данном случае можно в любой момент.

Госпенсия за выслугу лет

Она полагается космонавтам, летчикам-испытателям, военнослужащим и госслужащим. Пенсия полагается при наличии определенного стажа.

Государственная пенсия по инвалидности

Такую пенсию от государства могут оформить жители блокадного Ленинграда, при предоставлении соответствующих документов, участники ВОВ, космонавты и жертвы катастроф.

Нужно пройти врачебную комиссию, которая должна установить степень приобретенной инвалидности.

Пенсия назначается в соответствии с результатами обследования.

Государственные пенсии

Госпенсия по потере кормильца

Ее могут получать нетрудоспособные близкие родственники вышеуказанных категорий лиц, в случае их смерти. Законом определены следующие группы родственников таких граждан:

  1. Родители погибших военнослужащих, при выходе на пенсию.
  2. Несовершеннолетние близкие родственники, обучающиеся очно. Исключением является дополнительное образование. Если у несовершеннолетнего нет трудоспособных отца или матери, то такая пенсия выплачивается до 23 лет.
  3. Муж, жена или кто-то из родителей, дедушка или бабушка, не работающие, на попечении которых находятся дети умершего, до 14 лет.
  4. Кто-то из родителей или супруг умершего, являющийся пенсионером или инвалидом.
  5. Бабушка или дедушка – пенсионеры или инвалиды, если за ними никто не может ухаживать.

Социальные пенсии

Она также относится к государственным пенсиям и получают ее инвалиды, дети-инвалиды и нетрудоспособные с детства граждане.

Право на государственную пенсию

Государственное пенсионное страхование предназначено для следующей категории застрахованных лиц:

  • гражданам Российской Федерации, соответствующим условиям федерального законодательства РФ государственного пенсионного обеспечения;
  • иностранным гражданам или лицам без гражданства, которые постоянно проживают на территории Российской Федерации.

Для граждан, имеющих одновременное право, в соответствии с правовыми актами РФ, на различные виды пенсии, определяется одна пенсия (устанавливается по выбору застрахованного лица), если это не противоречит федеральному закону.

Право для одновременного получения двух пенсий возможно для:

  1. граждан, получивших инвалидность в результате военной травмы – для них может быть установлена как трудовая пенсия (по старости), так и пенсия по инвалидности;
  2. участников ВОВ (Великой Отечественной войны) – предусмотрена трудовая пенсия (по старости и пенсия по инвалидности;
  3. родителей военнослужащих (при прохождении службы по призыву), умерших (погибших) в момент прохождения службы или погибших после увольнения вследствие ранее полученной военной травмы – устанавливается пенсия по потери кормильца, трудовая пенсия (по старости или инвалидности) или пенсия в случае потери кормильца;
  4. вдов военнослужащих (не вступивших в новый брак), которые погибли во время прохождения воинской службы (по призыву) из-за получения военной травмы – может быть установлена пенсия по потери кормильца и трудовая пенсия (по инвалидности или старости);
  5. граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» – устанавливается государственная пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;
  6. граждан прочих категорий, утвержденных статьей № 10 ФЗ № 166-ФЗ.

Важно!

Государственное пенсионное страхование обеспечивает застрахованных лиц выплатами по государственным пенсиям вне зависимости от их получения накопительной части по трудовым пенсиям.

Для федеральных государственных гражданских служащих, которые при этом имеют не меньше пяти лет общего страхового стажа, предусмотрено право для одновременного получения пенсии за выслугу лет и части страховой доли трудовой пенсии, установленной к пенсии за выслугу лет. Размер пенсии рассчитывается исходя из пенсионного капитала, который сформировался за счет уплаченной суммы страховых взносов, перечисленных в Пенсионный фонд за застрахованное лицо.

Для военнослужащих (исключение составляют граждане, проходившие службу в качестве старшин, сержантов, матросов и солдат) предоставляется возможность на получение трудовой пенсии по старости и на одновременное получение пенсии по выслуге лет, либо по инвалидности.

Кому предоставляется государственная пенсия?

Право на государственную пенсию предоставляется следующей категории граждан:

  • федеральным государственным гражданским служащим;
  • военнослужащим;
  • участникам Великой Отечественной Войны, а так же гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • гражданам, пострадавшим в результате техногенных и радиационных катастроф;
  • нетрудоспособным гражданам.

В соответствие с пунктом №1 статьи № 4 ФЗ 166-ФЗ в случае смерти застрахованных лиц, члены их семей имеют право на получение государственной пенсии.

Какой размер страховой пенсии по старости?

Минимальный размер этой пенсии равен прожиточному минимуму для пенсионеров в регионе. Верхний предел не установлен, например, судьи на пенсии получают больше ста тысяч, бывшие президенты — намного больше :)
 

Что такое ИПК и как он влияет на пенсию?

Потребность в формировании системы ИПК была обусловлена такими факторами, как:

  • ориентация на автоматизацию и модернизацию промышленных производств, что приводит к значительному снижению рабочих мест для пожилых и ограниченно трудоспособных граждан;
  • трудности сбора денежных средств в количестве, достаточном для обеспечения достойного уровня жизни пенсионерам;
  • интерес граждан к формированию защищенного индивидуального бюджета;
  • постоянное снижение уровня материального обеспечения в престарелом возрасте.

На сегодняшний день используется система обязательного пенсионного страхования (сокращенно ОПС), в соответствии с которой за официально трудоустроенных граждан взносы платит работодатель, а по достижению пенсионного возраста люди начинают получать небольшое пособие из ПФР.

Необходимо отметить, что данный механизм обеспечения старости имеет существенные недостатки, в том числе:

  • старение российского населения приводит к увеличению нагрузки на работающих граждан (денег у Пенсионного фонда катастрофически не хватает);
  • размер пособия по старости постепенно уменьшается, что приводит к снижению уровня жизни огромного пласта населения.

Данные проблемы в обороте средств Пенсионного фонда предлагается разрешить с помощью концепции индивидуального пенсионного капитала посредством:

  • использования всех денег плательщиков взносов (22% от начислений) на финансирование пенсий (то есть не выделять 6% в общем бюджете фонда);
  • формирования пенсионного капитала за счет заключения плательщиками добровольных договоров с частными пенсионными фондами, занимающимися аккумулированием денежных средств на индивидуальных счетах;
  • стимулирования перехода на новую систему за счет предоставления льготных условий плательщикам;
  • выделения переходного периода, необходимого для адаптации всех субъектов экономики к новой концепции;
  • предоставления возможности будущим пенсионерам выбрать удобную систему.

Иными словами, концепция индивидуального пенсионного капитала предполагает перекладывание ответственности за старость с государства непосредственно на гражданина.

Самым спорным вопросом новой системы является автоматическое подключение плательщиков к ИПК. То есть если гражданин не откажется от данного мероприятия, то бухгалтерия начнет взыскивать с его заработной платы взнос в пользу негосударственного пенсионного фонда.

Основные условия образования индивидуального пенсионного капитала выглядят следующим образом:

  • по умолчанию первая ставка труженика составит 0%;
  • в течение переходного периода граждане могут самостоятельно определить долю отчислений;
  • автоматическое повышение ставки будет производиться с годовым шагом в 1% до тех пор, пока не достигнет 6% (если не будет заявлено иное);
  • работник может заявить об отсрочке уплат на срок до 5 лет с возможностью инициативного продления до конца трудовой деятельности.

Необходимо отметить, что также предполагается введение правила регулирования работником процента отчислений как в большую, так и в меньшую сторону.

Что такое СНИЛС

В обиходе отождествляют понятия СНИЛСа и пластиковой карточки, считая, что это и есть страховое свидетельство. Фактически, документ подтверждает, что его обладатель зарегистрирован в системе ОПС и ему присвоен уникальный номер, позволяющий идентифицировать подателя свидетельства в информационной базе Пенсионного фонда РФ (далее ПФ РФ). 11-значная комбинация цифр и есть номер лицевого счёта, который присваивают каждому человеку индивидуально. Работает эта цифра для поиска персональной информации в системе ОПС.

Помимо СНИЛСа, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования раскрывает краткие сведения об его владельце:

  • фамилию, имя, отчество;
  • когда и где родился;
  • какого пола застрахованный.

С обратной стороны указаны правила обращения с документом, действующие до 31.03.2019 года. Поэтому информация, касающаяся обмена пластика, уже не актуальна. Но не стоит торопиться уничтожать документ, так как он сохраняет своё действие наряду с новой формой СНИЛСа, выдаваемой ПФ РФ с апреля 2019 года.

С помощью персонального кода открыт доступ к ряду возможностей:

  • Работе со сведениями застрахованного лица в границах персонифицированного учёта в ПФ РФ.
  • Определению, подтверждению и обработке персональных данных при взаимодействии с представителями муниципалитета и госорганов.
  • Выполнению функций, исполняемых государственными или муниципальными структурами.

Индивидуальный лицевой счёт (ИЛС), номер которого указан в СНИЛСе, имеет следующие составляющие:

  • Основную часть, содержащую номер ИЛС и сведения о стаже.
  • Специальную, в которой фиксируются поступившие на накопительную часть страховые взносы. (Их уплачивает работодатель или само физ.лицо, являющееся ИП или самозанятой персоной).
  • Профессиональную часть, отражающую информацию о взносах негосударственного пенсионного обеспечения, при работе на вредном или опасном производстве.

Такой учёт ведётся в нашей стране с 1 апреля 1996 года и регулируется законом № 27-ФЗ.

Какие данные содержит страховое свидетельство ГПС?

Если посмотреть на свидетельство ГПС, можно увидеть три графы, отображающие личные данные владельца документа: а) ФИО (фамилия, имя, отчество); б) дата и место рождения; в) пол. И это не вся информация – есть еще одиннадцатизначный номер самого свидетельства.

Номер называется СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счёта). СНИЛС закрепляется только за двумя документами – ССГПС и ССОПС.

СНИЛС приобретает все большее значение для современной жизни России. Это тот самый номер, что обозначает гражданина в электронной системе учета данных. За ним – вся полнота информации о трудовой деятельности его владельца. Без него нельзя получить родовой сертификат и материнский капитал.

СНИЛС выполняет роль универсального документа, призванного в будущем заменить все прочие. СНИЛС обязательно потребует кредитное учреждение при выдаче займа. Страховой номер даст сотрудникам банка необходимую информацию о заемщике, позволит оценить риски, степень доверия к клиенту.

Лицевая сторона ССГПС

На обратной стороне ССГПС находится правовая памятка владельцу свидетельства:

Особенности получения современного аналога ССГПС – ССОПС

Гражданин РФ может получить свидетельство самостоятельно по месту жительства в любом доступном отделении ПФР. На месте он должен предоставить паспорт и заполнить/принести анкету застрахованного лица АДВ-1. Бланк анкеты доступен на сайте ПФР. Выглядит он так:

При первом устройстве на работу, если у гражданина РФ по какой-то причине нет свидетельства, его обязаны оформить работники отдела кадров по месту трудоустройства. Для этого они записывают паспортные данные работника, заполняют анкету АДВ-1 и отправляют их в органы ПФР. Спустя определенное время – не более трех недель – свидетельство будет готово.

Получить страховое свидетельство могут и иностранные граждане или лица без гражданства. Для этого они должны быть официально трудоустроены в России, не иметь проблем с миграционной службой и правозащитными органами РФ. Процедура получения свидетельства такая же, как и во время первого устройства на работу. Иностранные граждане, получившие свидетельство, имеют все права социальной защиты наравне с гражданами РФ.

Внимание! С 2014 года в России повсеместно внедряется практика выдачи ССОПС при рождении. Анкета АДВ-1 оформляется родителями. Нужно также предъявить документы, подтверждающие родительский статус и свидетельство о рождении ребенка.

Для чего необходимо страховое свидетельство

Ранее карточку требовали только при официальном трудоустройстве, а за неимением таковой, работодатель самостоятельно оформлял документ на каждого сотрудника. Со временем, круг использования свидетельства расширился: любое предоставление муниципальных или гос. услуг начинают после предъявления не только паспорта, но и страхового номера ПФР.

Взрослому населению страховое свидетельство нужно для уверенности, что отчисления, проводимые работодателем в ПФ РФ не только поступают адресату, но и фиксируются на ИЛС. Правильность отображения этих данных влияет на формирование будущей пенсии. Поэтому важно, чтобы поступающие сведения были достоверными и своевременно переданными. За нарушение сроков передачи данных страхователем предусмотрены штрафные санкции.

Где предъявляют

Детям ССГПС понадобится при посещении медицинских учреждений и получении муниципальных и гос. услуг в дошкольных организациях и школах, других учебно-образовательных учреждениях.

Наличие пенсионного свидетельства и СНИЛСа, открывает доступ к следующим услугам:

  • Пользование интернет порталом Госуслуги.
  • Оформление материнского (семейного) капитала.
  • Получение мед. полиса.
  • Выписка льготных лекарственных препаратов.
  • Получение пенсионного удостоверения.
  • Оформление кредитного договора.
  • Покупка и продажа недвижимости.
  • При заключении договора о добровольном пенсионном страховании.

Кто запрашивает

Для идентификации физического лица помимо документа, удостоверяющего его личность, требуют предоставить ССГПС:

  • Работодатель, при приёме на работу.
  • Работник ПФ РФ, для выдачи справок, оформления льготных выплат, назначении пенсии, инвалидности и т.д.
  • Сотрудники медицинских учреждений.
  • Система портала Госуслуг требует СНИЛС для создания личного кабинета, а для подтверждения учётной записи на сайте, его затребует сотрудник, уполномоченный эту запись подтвердить.
  • При оказании муниципальных и гос. услуг.
  • При оформлении договора купли-продажи.

ССГПС требуют при оказании услуг детям:

  • дошкольные и школьные образовательные учреждения;
  • учебные заведения;
  • организации, предоставляющие дополнительное образование и детский отдых.

Удобный формат карточки (А7) позволяет носить её всегда с собой, вложив в обложку паспорта или карман сумки.

Как получить страховое свидетельство

Поскольку пластиковое свидетельство выдаваться больше не будет, речь пойдёт о статусе документа, пришедшего ему на смену, но, как и прежде, подтверждающего регистрацию в ПФР в качестве застрахованного.

Страховой номер ИЛС оформляют любым доступным способом:

  • лично посетив Фонд;
  • через многофункциональный центр, находящийся поблизости;
  • через Госуслуги, имея электронную подпись.

Работающие граждане могут подать заявку через своего работодателя, военнослужащие – по месту службы, студенты – через деканат. Иностранные лица оформляют СНИЛС только при личном посещении ПФ РФ. Теперь это будет бумажная справка либо электронный документ, который тоже можно распечатать и предъявлять по запросу.

Где можно получить

Выдача документа, подтверждающего регистрацию в Фонде пенсионного страхования, зависит от способа подачи заявки:

  • При посещении ПФР, после анкетирования и прохождения процедуры идентификации, документ выдают сразу.
  • Обратившись с заявлением в многофункциональный центр, указывают способ доставки документа: непосредственно в МФЦ, выслав через почтовое отделение или курьерскую службу на домашний адрес; через интернет ресурс, отправив на электронную почту.
  • На «Государственных услугах» рассылка документа происходит на указанный е-mail.
  • При первичном устройстве на работу, заполнив бланк о предоставлении СНИЛСа. Работодатель берёт на себя процедуру оформления, работнику остаётся только дождаться, когда инспектор по кадрам выдаст готовый документ.
  • Военнослужащие получают СНИЛС непосредственно в воинской части.

Также справку, содержащую ИЛС, вышлют на адрес проживания, если это оговорено при заполнении заявки.

Запрашиваемые документы

Для получения ИЛС в ПФ РФ требуется минимальный набор документов.

Для россиян старше 14 лет:

  • паспорт гражданина;
  • анкета с персональными данными.

Детям до 14 лет:

  • св-во о рождении;
  • паспорт родителя ребёнка.

Для опекунов и попечителей понадобится документ, подтверждающий полномочия.

Иностранцам:

  • паспорт гражданина другой страны;
  • вид на жительство или разрешение на пребывание.

Для получения документа на другого гражданина, в том числе на собственного ребёнка, достигшего возраста 14 лет, потребуется нотариальная доверенность.

Сколько времени оформляется свидетельство

При подаче заявки в отделении пенсионного фонда, документ выдают сразу, единственный минус – придётся потратить время на посещение Фонда и возможную очередь.

Работодателю отводится 5 дней на регистрацию нового сотрудника в системе ОПС, документ, подтверждающий регистрацию, будет выдан через 14 дней.

Обратившись за СНИЛСом через МФЦ, центру отводится 5 рабочих дней на оформление документа.

Взносы на ОПС

Страховые взносы обязательного пенсионного страхования являются практически единственным источником пополнения ПФР, гарантирующим всем гражданам получение трудовой пенсии. Основой (базой) для начисления страховых выплат считается весь совокупный доход, подлежащий налогообложению. В общем случае взносы на пенсионное страхование исчисляются по ставке 22% от дохода, если общая сумма не превышает 670 тыс. р. Крайней точкой базы налогообложения считается 711 тыс. р. — доходы, превышающие эту сумму, страховыми взносами не облагаются. Налогом облагаются все суммы, полученные работником в результате трудовой деятельности: з/плата, премия, различные финансовые поощрения. Не облагаются налогом выплаты, являющиеся социальными компенсациями и гарантиями: дотации, пособия, компенсации, суммы, полученные по наследству, добровольные пожертвования, волонтерские сборы, выплаты гражданам иностранных государств и лицам, не имеющим гражданства.

Формирование накопительной пенсии

Сегодня пенсионное страхование предлагает гражданам разделение пенсии на две части: обязательную, за которую отвечает государство, и накопительную, передаваемую в управление негосударственным фондам. Переживать тут не стоит, деятельность НПФ тщательно контролируется государством. Такие фонды не только берут на себя обязательство сохранить пенсионные отчисления гражданина, но и обязуются их приумножить за счет инвестирования в различных сферах посредством управляющих компаний. Таким образом, по достижении пенсионного возраста гражданин вправе рассчитывать на солидные дивиденды.

Изменения и поправки

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 86-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 435-ФЗ «О внесении изменений в статью 333 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статью 61 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения»
Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 441-ФЗ «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 425-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 306-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статью 20 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»»
Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части приведения к единообразию терминологии, касающейся коренных малочисленных народов Российской Федерации»
Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 104-ФЗ «О внесении изменений в статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 428-ФЗ «О внесении изменений в статью 331 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
Федеральный закон от 20 декабря 2017 года № 413-ФЗ «О внесении изменений в статью 33.3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации и статью 6.1 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения»
Федеральный закон от 5 декабря 2017 года № 393-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития Калининградской области»
Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 437-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьи 12 и 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»»
Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 438-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 447-ФЗ «О внесении изменений в статью 333 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статью 61 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения»»
Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 456-ФЗ «О внесении изменений в статью 331 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»»
Федеральный закон о продлении срока заморозки накопительных пенсий
Изменения в ФЗ об обязательном пенсионном страховании в РФ
Изменения в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О свободном порте Владивосток»
Изменения в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты РФ
Изменения в статью 22 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьи 14 и 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»»
Изменения в отдельные законодательные акты в связи с принятием закона «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»
Изменения в статью 58 закона о страховых взносах в ПФР, Фонд соцстраха, ФФОМС и статью 33 закона об обязательном пенсионном страховании
Изменения в закон о страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Изменения в отдельные законодательные акты в связи с принятием закона об инновационном центре «Сколково»
Изменения в статью 10 закона об обязательном пенсионном страховании
Изменения в законах о социальном и пенсионном страховании
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 2 ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан К.А. Катаняна, Л.В. Ревенко и Д.В. Слободянюка
Закон «Об обязательном пенсионном страховании»

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет правового регулирования

Настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации.

Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения;

обязательное страховое обеспечение — исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

средства обязательного пенсионного страхования — денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию;

бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации — форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

обязательные платежи — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее — страховые взносы) — индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете;

стоимость страхового года — сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в течение одного финансового года для выплаты этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации.

Глава II. Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию

Статья 4. Субъекты обязательного пенсионного страхования

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Статья 5. Страховщик

Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами.

Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и настоящего Федерального закона.

Положения о территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.

Статья 6. Страхователи

1. Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

организации;

индивидуальные предприниматели;

физические лица;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

В целях настоящего Федерального закона частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

2. В целях настоящего Федерального закона к страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона.

Статья 7. Застрахованные лица

1. Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 8. Страховой риск и страховой случай

Страховым риском для целей настоящего Федерального закона признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

Страховым случаем для целей настоящего Федерального закона признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Статья 9. Обязательное страховое обеспечение

1. Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:

страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

2. Установление и выплата обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральным законом «О погребении и похоронном деле».

3. Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии — за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Статья 10. Страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации

1. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.

2. Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 «Единый социальный налог (взнос)» Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 11. Регистрация страхователей в органах страховщика

1. Регистрация страхователей в территориальных органах страховщика является обязательной и осуществляется в тридцатидневный срок:

для работодателей-организаций, а также крестьянских (фермерских) хозяйств — со дня государственной регистрации по месту их нахождения. Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, регистрируются по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам;

для физических лиц, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (индивидуальных предпринимателей, частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, и других), — со дня государственной регистрации (получения лицензии на осуществление определенной деятельности) по месту жительства этих физических лиц, а в случае осуществления их деятельности в другом месте — по месту осуществления этой деятельности;

для физических лиц, осуществляющих прием на работу наемных работников по трудовому договору или по контракту, а также выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, — со дня заключения соответствующих договоров по месту жительства физических лиц, осуществляющих прием на работу (выплачивающих вознаграждения).

2. Порядок регистрации страхователей и лиц, приравненных в целях настоящего Федерального закона к страхователям, устанавливается страховщиком.

Глава III. Права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования

Статья 12. Полномочия федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации

К полномочиям федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации относятся:

установление порядка принятия бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и порядка его исполнения;

утверждение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и отчета о его исполнении;

определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования;

управление системой обязательного пенсионного страхования;

обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в объеме, предусмотренном бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации;

определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии, в том числе ее накопительной составляющей.

Статья 13. Права, обязанности и ответственность страховщика

1. Страховщик имеет право:

проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

получать у налоговых органов необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования информацию о страхователях и застрахованных лицах, включая налоговую декларацию, и иные сведения, составляющие налоговую тайну;

осуществлять управление средствами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и контроль за их расходованием в соответствии с Федеральным законом «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и законодательством Российской Федерации;

представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями;

осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

2. Страховщик обязан:

подготавливать обоснование размера тарифов страховых взносов;

назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда;

составлять проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и обеспечивать исполнение указанного бюджета;

регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;

обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием;

осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

осуществлять регистрацию страхователей;

вести учет страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

вести государственный банк данных по всем категориям страхователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования;

обеспечивать режим ведения специальной части индивидуального лицевого счета в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом;

обеспечивать своевременный учет в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, размера назначенной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений;

обеспечивать организацию своевременного учета дохода от инвестирования средств обязательного пенсионного страхования в соответствующих специальных частях индивидуальных лицевых счетов;

бесплатно консультировать страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании;

организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации застрахованным лицам по вопросам обязательного пенсионного страхования;

развивать международные связи в области обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

3. За нарушение положений настоящего Федерального закона и иных актов законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании страховщик несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Права, обязанности и ответственность страхователей

1. Страхователи имеют право:

участвовать через своих представителей в управлении обязательным пенсионным страхованием;

бесплатно получать у страховщика информацию о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании, а также информацию о размерах обязательного страхового обеспечения, выплаченного застрахованным лицам, за которых страхователь уплачивал страховые взносы;

обращаться в суд для защиты своих прав.

2. Страхователи обязаны:

зарегистрироваться в порядке, установленном статьей 11 настоящего Федерального закона;

своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет;

представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения;

выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3. Страхователи-организации обязаны сообщать в территориальные органы страховщика по месту регистрации:

о принятом в установленном порядке решении организации о своей ликвидации (реорганизации) в трехдневный срок со дня принятия решения;

об изменении учредительных документов и учетных реквизитов организации, места ее нахождения в пятидневный срок со дня внесения изменений и дополнений.

Статья 15. Права, обязанности и ответственность застрахованных лиц

1. Застрахованные лица имеют право:

через представительные органы работников и работодателей участвовать в совершенствовании системы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

своевременно и полностью получать обязательное страховое обеспечение за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

защищать свои права, в том числе в судебном порядке.

2. Застрахованные лица обязаны:

предъявлять страховщику содержащие достоверные сведения документы, являющиеся основанием для назначения и выплаты обязательного страхового обеспечения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

сообщать страховщику о всех изменениях, влияющих на выплату обязательного страхового обеспечения;

соблюдать установленные для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения условия.

3. В случае невыполнения указанных в настоящей статье обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованные лица несут ответственность в размере причиненного ими ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава IV. Финансовая система обязательного пенсионного страхования

Статья 16. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации

1. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

2. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.

При формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является консолидированным.

3. В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

4. Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при отсутствии учреждений Центрального банка Российской Федерации на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством Российской Федерации.

Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного пенсионного страхования не взимается.

Статья 17. Формирование бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

1. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет:

страховых взносов;

средств федерального бюджета;

сумм пеней и иных финансовых санкций;

доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

2. Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», включая организацию их доставки, на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом, а также средства федерального бюджета, выделяемые в соответствии с пунктом 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок возмещения указанных средств определяется федеральным законом.

Статья 18. Расходование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

1. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:

выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);

иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.

2. Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке:

на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии;

на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.

Порядок использования временных свободных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом.

3. Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Резерв бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации создается резерв.

Размер этого резерва, а также порядок его формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.

Статья 20. Порядок формирования и индексации расчетного пенсионного капитала

Расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета, подтвержденных данными органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Индексация расчетного пенсионного капитала осуществляется в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Статья 21. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется Счетной палатой Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Глава V. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Статья 22. Тариф страхового взноса

1. Тариф страхового взноса — размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.

2. Если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, для страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, применяются следующие тарифы страховых взносов:

1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

Таблица 1.

2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

Таблица 2.

3. Тарифы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются страхователями, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том случае, если соблюдены требования, установленные пунктом 2 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 23. Расчетный период

1. Под расчетным периодом понимается календарный год.

Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

2. Если организация была создана после начала календарного года, первым расчетным периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым расчетным периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

3. Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период времени от начала этого года до дня ликвидации (реорганизации).

Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, расчетным периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).

Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) раньше календарного года, следующего за годом создания, расчетным периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

Статья 24. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями

1. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

2. Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

3. Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

4. Страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования.

5. Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

6. Страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

7. В случае реализации работником права на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона уплата страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии производится в порядке, предусмотренном федеральным законом.

8. Страхователи-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.

Определение условий для применения тарифов страховых взносов производится в целом по организации, включая обособленные подразделения.

Статья 25. Контроль за уплатой страховых взносов

1. Контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

2. Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Статья 26. Пени

1. Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.

2. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

3. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

4. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую страхователь не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции страхователя в банке или наложен арест на имущество страхователя. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате единого социального налога (взноса) не приостанавливает начисления пеней на сумму страховых взносов, подлежащую уплате.

5. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.

Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

6. Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Статья 27. Нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и ответственность за это

1. Нарушение страхователем установленного статьей 11 настоящего Федерального закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации при отсутствии признаков нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта, —

влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Нарушение страхователем установленного статьей 11 настоящего Федерального закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации более чем на 90 дней —

влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

2. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий —

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченных сумм страховых взносов.

Деяние, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, которое совершено умышленно, —

влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченных сумм страховых взносов.

3. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом это лицо должно было сообщить в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, —

влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей.

Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, —

влекут взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

Статья 28. Порядок и сроки уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа

1. Страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.

2. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Максимальный размер фиксированного платежа не может превышать 3 600 рублей.

3. Минимальный размер фиксированного платежа устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и является обязательным для уплаты.

4. Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 29. Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

1. Граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за себя.

Физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Физические лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, осуществляют уплату страховых взносов в порядке, установленном пунктами 1, 2 и 4 статьи 28 настоящего Федерального закона.

При этом уплаченные суммы страховых взносов учитываются при определении права граждан на получение обязательного страхового обеспечения на общих основаниях.

Статья 30. Пенсионная книжка застрахованного лица

1. Пенсионная книжка застрахованного лица выдается гражданам в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, и служит для отражения информации о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации.

2. Застрахованное лицо самостоятельно пополняет содержание пенсионной книжки путем включения в нее ежегодных выписок о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, получаемых из Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. По требованию застрахованного лица соответствующее подразделение Пенсионного фонда Российской Федерации обязано провести сверку индивидуального лицевого счета застрахованного лица и содержания пенсионной книжки. Споры, возникающие при проведении сверки расчетов, разрешаются в судебном порядке.

Глава VI. Заключительные и переходные положения

Статья 31. Рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования

Письменное заявление страхователя или застрахованного лица по спорным вопросам, возникающим в сфере обязательного пенсионного страхования, рассматривается органом страховщика в течение одного месяца со дня получения указанного заявления. О принятом решении орган страховщика сообщает заявителю в письменной форме в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления.

В случае несогласия страхователя или застрахованного лица с принятым органом страховщика решением спор подлежит разрешению в вышестоящем органе страховщика или в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Должностные лица, допустившие нарушения в сфере обязательного пенсионного страхования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 32. Право застрахованного лица на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд

Застрахованное лицо вправе в порядке, установленном федеральным законом, отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд начиная с 1 января 2004 года.

Статья 33. Переходные положения

В течение 2002 — 2005 годов для страхователей, которые указаны в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и выступают в качестве работодателей для лиц 1967 года рождения и моложе, применяются следующие ставки страховых взносов:

1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

Таблица 3.

2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

Таблица 4.

Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

С момента вступления в силу настоящего Федерального закона федеральные законы, принятые до его вступления в силу и предусматривающие условия и нормы обязательного пенсионного страхования, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Источники

  • https://StrPls.ru/pensionnoe/obyazatelnoe/gosudarstvennom-pensionnom-straxovanii.html
  • https://www.syl.ru/article/188516/new_gosudarstvennoe-pensionnoe-strahovanie-fond-pensionnogo-strahovaniya
  • https://azbukapensii.ru/obyazatelnoe-pensionnoe-strahovanie.html
  • http://insgid.ru/gosudarstvennoe-pensionnoe-strakhovanie
  • https://yandex.ru/q/question/business/chto_takoe_obiazatelnoe_pensionnoe_ed3e3d03/?answer_id=7cc80427-31dd-465c-8d5c-c2dc7987e9ca
  • https://zen.yandex.ru/media/gidpostrahovke/strahovoe-svidetelstvo-gosudarstvennogo-pensionnogo-strahovanie-chto-eto-takoe-gde-poluchit-na-kakoi-srok-vydaetsia-5d910c745ba2b500adbc50ea
  • https://infostrahovanie.com/pensionnoe-strakhovanie/chto-takoe-strakhovoe-svidetelstvo-gosudarstvennogo-pensionnogo-strakhovaniya/
  • https://rg.ru/2001/12/20/pensstrah-dok.html





Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: